Процесс разработки углеводородных ресурсов российского сектора Арктики потребует задействовать потенциал не только отраслевой, но и фундаментальной науки. Нужны будут не только конкретные технологии и оборудование, но и, по сути, создание новой парадигмы развития промышленности, науки и даже определенное изменение ценностных ориентиров российского общества. И разработкой каких-то отдельных программ и стратегий тут вряд ли обойдёшься. Об этом в интервью нашему издания рассуждает один из ведущих российских учёных, академик РАН, президент Российского научного центра "Курчатовский институт" Евгений Велихов, который не только внёс огромный вклад в развитие физической науки, но и стоял у истоков реализации шельфовых проектов на российской шельфе.
ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ, ЧТО ПОДВИГЛО ВАС, ИЗВЕСТНОГО УЧЁНОГО-ФИЗИКА, ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА НЕФТЯНУЮ ОТРАСЛЬ И ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ НАД РЯДОМ ПРОЕКТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ КАСАЮЩИХСЯ ОСВОЕНИЯ АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА? Однажды ко мне пришли представители треста "Стальконструкция" и Министерства нефтяной промышленности СССР и стали уверять, что пора приступать к работам на арктическом шельфе. Мы пошли в Министерство обороны, чтобы попробовать привлечь к строительству первой в мире морской ледостойкой буровой платформы северодвинское ПО "Севмаш" – головное предприятие атомного подводного кораблестроения. Ответ Минобороны – решительное "нет" – нас разочаровал, хотя аргументация была самая убийственная: предприятие загружено оборонными заказами и ему пока не до "мирных инициатив".
И хотя это произошло задолго до 1990-х годов, уже тогда многие в руководстве страны стали понимать: смысл добывать нефть на шельфе имеется только в том случае, если для этих целей по полной программе загружается наше машиностроение. Отдай всё это на откуп зарубежным конкурентам – и мы получим пресловутый русский пшик.
Позже, уже в начале 1990-х, мы, продвигая нашу идею, организовали специализированную выставку, где весьма наглядно и доказательно рассказывали о тех преимуществах, которое даст отечественному машиностроению освоения шельфа.
Впоследствии начался кризис нашего машиностроения, в частности атомного. И нужно было любыми путями сохранить возможности "Севмаша" в области оборонных заказов и, вместе с тем, создать для него реальную базу заказчиков "на гражданке". И сотрудничество с "Газпромом" спасло и завод, и Курчатовский институт.
ВЫ ИМЕЕТЕ ВВИДУ ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА НА "СЕВМАШЕ" ПЛАТФОРМЫ "ПРИРАЗЛОМНАЯ"? Да, конечно. Ввод этой платформы в эксплуатацию в конце прошлого года ознаменовал собой старт добычи углеводородных ресурсов на российском арктическом шельфе. Таким образом, чисто теоретический этап освоения шельфа сменился сугубо практическим.
В своё время мы вместе с геологами прикидывали, что будет вслед за этим. Мыслей, расчётов, гипотез было громадьё. Сама платформа "Приразломная" сможет добывать около 7 млн т нефти в год. Но мы думали и о том, что она может стать своеобразным хабом, который в недалёком будущем поможет обеспечить ежегодную добычу и транспортировку до 20 млн т "чёрного золота". На данную тему есть даже специально разработанная программа. Но все это, как говорится, организационный процесс. Что же будет на самом деле – уже совсем скоро покажет время…
ИТАК, ВЫ СТОЯЛИ У ИСТОКОВ СОЗДАНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ И РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ШЕЛЬФОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ. А ДАЛЕКО ЛИ ПРОДВИНУЛАСЬ РОССИЯ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ? Действительно, процесс подготовки к освоению шельфа начался более 35 лет назад – уже в 1978 г. прорабатывался проект по добыче нефти у побережья Сахалина. И первый свой заказ "Севмаш" получил именно оттуда.
Сегодня же остаётся последняя провинция, способная в перспективе поддержать уровень нефтегазодобычи в стране. Это Арктика, точнее – её шельф. Его освоение станет важным этапом для экономики России, её машиностроения, будет основным источником поступления финансовых средств и катализатором инноваций.
В наши дни принято по делу и без повторять: инновации, инновации, произносить другие громкие слова. Но мало кто задумывается над тем, что инновации ради инноваций – это полный абсурд. Их "складирование" без конкретного применения ни к чему хорошему не приведёт… Зачем я всё это говорю? Для того чтобы подчеркнуть: Арктика, её шельф – необъятное поле для реальных инновационных и модернизационных процессов, общего развития отечественной экономики...
ОДНОЙ ИЗ ТАКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДЛОЖЕННАЯ ВАМИ В 90-Х ГОДАХ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ УГЛЕВОДОРОДОВ В ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ НЕПОСРЕДСТВЕННО В МЕСТАХ ИХ ДОБЫЧИ (1). КАКОВЫ ШАНСЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТУ ИДЕЮ В СЕГОДНЯШНИХ УСЛОВИЯХ? Мне кажется, эта идея неплоха. Благодаря её реализации можно получить ряд преимуществ. Во-первых, не придётся строить газо- и нефтепроводы, что связано с экологическими рисками. Во-вторых, получая электроэнергию прямо на промыслах, можно достигать довольно приличного коэффициента полезного действия (где-то 50-60%).
Вообще говоря, отслеживая перспективные варианты получения электроэнергии (включая использование нефти, газа, возобновляемых источников, атомной энергии и т. д.) и "складывая" их по самому оптимистическому сценарию, мы всё равно придём к пессимистическому выводу. Сегодня между потребностями экономического развития и нашими возможностями имеется определённый энергетический "зазор", способный, по нашим оценкам, достигнуть к середине текущего века 30-процентного показателя. Откуда прикажете восполнять эту "недостачу"?!…
ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ ПОТРЕБУЕТ ОГРОМНЫХ ФИНАНСОВЫХ, ТРУДОВЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. ТАК, В СООТВЕТСТВИИ С ПРОЕКТОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИЕЙ-2030, ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ВКЛАДЫВАТЬ В ОСВОЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НЕФТЕГАЗОНОСНЫХ РЕГИОНОВ (В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НА ШЕЛЬФЕ) ДО 100 МЛРД ДОЛЛАРОВ В ГОД. ИМЕЕТСЯ ЛИ У НАС ТАКОЙ ПОТЕНЦИАЛ? Это предмет стратегического планирования. Освоение углеводородных запасов должно идти параллельно с развитием отечественной промышленности, науки и т.д. Как это организовать – вопрос вопросов. Уже сегодня над этим надо работать с подключением административного ресурса всех уровней. Ибо ни для кого не секрет, что самые продвинутые научные исследования, инновации и т. д. нам пока что даёт ТЭК. И никуда от этого факта не деться.
Другое дело, что стоило бы продумать направления развития нашего внутреннего рынка, где с умом можно было бы использовать "на вторичном уровне" технологии, программное обеспечение и и.д., которые можно было бы "позаимствовать" из сырьевой сферы…
Полный текст интервью читайте в №9 "Нефти России".
Доступен для чтения новый номер журнала "Нефть России" в полном объёме.
|